Что должен знать и уметь дошкольник 4-5 лет к концу учебного года по ФГОС.
Закон «Об образовании» (ст.18) возлагает всю ответственность за воспитание детей на семью, а все остальные социальные институты (в том числе дошкольные и школьные учреждения) признаны содействовать и дополнять семейную воспитательную деятельность.
Развитие речи:
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1.Ребенок должен использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов.
2.Ребенок должен понимать, чем отличается строение человека от строения животных, их части тела называть (руки — лапы, ногти — когти, волосы — шерсть).
3.Ребенок должен уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок — цветы, девочка — девочки).
4.Ребенок должен уметь находить предмет по описанию (яблоко — круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета.
5.Ребенок должен понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.).
6.Ребенок должен знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий. Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;
7.Ребенок должен уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать.
8.Ребенок должен уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек.
9.Ребенок должен называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет.
10.Ребенок должен уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?
Познавательное развитие:
1.Считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»; «который по счету?» — первый, второй, третий..
2.Ребенок должен уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
3.Уметь считать от 1 до 5 и обратно.
4.Сравнивать 2 группы предметов, используя счет;
5.Ребенок должен уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше — меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
6.Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте;
7.Ребенок должен знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник); Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата;
8.Различать и называть части суток; их последовательность;
9.Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
10.Знать правую и левую руку;
Окружающий мир:
Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет должен уметь:
1.Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер)?
2.Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.
3.Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.
4.Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.
5.Иметь представления об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т.п.). Имеет представления о свойствах воды, песка, снега.
6.Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.
7.Знать и называть овощи, фрукты, ягоды, грибы, комнатные и лекарственные растения, деревья.
9.Знать номера экстренных служб и как им позвонить.
Социально-коммуникативное развитие:
1.Соблюдает правила элементарной вежливости. Самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «простите».
2.Доброжелательно относится к детям и взрослым, не вмешивается в разговор взрослых, обращает внимание на хорошие поступки свои других детей.
3.Уметь действовать совместно в подвижных играх и физических упражнениях, согласовывать движения. Соблюдать элементарные правила в коллективных играх. Умеет договариваться с детьми, во что играть, кто кем будет в игре;
4.Может общаться спокойно, без крика. Взрослые должны учить детей общению друг с другом, заострять внимание детей на то, как они общаются. И дело не только в том, что громко разговаривать и кричать — невежливо по отношению к окружающим. Этот шум вреден и для тех, кто его производит. Гортань растущего ребенка — довольно хрупкий, нежный инструмент. Любые перегрузки его в дошкольном возрасте опасны!
5.Самостоятельно одеваться и раздеваться; следить за своим внешним видом.
6.Иметь представления о себе: знает свое имя и фамилию, возраст, домашний адрес. Имеет первичные гендерные представления (мужчины — смелые, сильные; женщины — нежные, заботливые).
7.Называть членов своей семьи, их имена, имеет представления о родственных отношениях, своих правах и обязанностях.
8.Соблюдать навыки поведения во время еды, умывания, самостоятельно пользуется, салфеткой, расчёской и носовым платком.
9.Соблюдать элементарные правила организованного поведения в детском саду; Соблюдать правила поведения на улице и в транспорте.
Художественно – эстетическое развитие:
1.Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;
2.Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;
3.Лепить предметы, состоящие из нескольких частей;
4.Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;
5.Владеть навыком рационального деление пластилина, использовать в работе стеку;
6.Правильно держать ножницы и действовать ими;
7.Резать по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал — из четырёхугольника, делать косые срезы;
8.Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;
9.Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать
На начальном этапе – дошкольного детства, нашим вкладом в будущий успех детей будет выявление и развитие их способностей.
Воспитатель: Решетникова М.Н.