Дискалькулия.
Дискалькулия – это избирательное нарушение способности в изучении арифметики и математических наук в целом. Дискалькулию также образно называют «математической дисграфией», так как в данном случае ребёнок не может «читать» цифры.
Особенность никаким образом не связана с общим интеллектуальным развитием человека!
Дискалькулия у школьников обычно проявляется в начальной школе, когда приходит время осваивать не только чтение и письмо, но и счёт. Именно на этом этапе у ребёнка проявляются трудности в интерпретации цифровых символом (как цифр, так и иных математических символов, к которым относят знаки сложения, вычитания, равно, деления и т.д.). Помимо понимания цифр и чисел, школьнику с дискалькулией трудно делать вычисления: прибавлять, вычитать, умножать, делить, считать в ума, решать математические задачи.
«В чистом» виде дискалькулия у детей встречается крайне редко. Как и в случае с дислексией или дисграфией, важно понимать: дискалькулия как избирательное нарушение, связанное с трудностью в освоении арифметики и математических наук в целом, всегда влечёт за собой ряд других особенностей с приставкой «дис-».
В подавляющем большинстве случаев с «математической дисграфией» будут также проявляться в той или иной степени иные дисфункции: дислексия, дисграфия, СДВГ; будет наблюдаться комплекс особенностей, выраженный в трудностях обучения чтению, письму, счёту.
Профилактика дискалькулии у дошкольников подразумевает выявление предрасположенности ребёнка к её возникновению (это может быть генетическая предрасположенность, серьёзные инфекционные заболевания в младенчестве – более подробно о причинах можно прочитать ниже), при необходимости – экспертное тестирование с последующей постановкой диагноза и, наконец, тщательная разработка коррекционной работы.
Причины возникновения дискалькулии у детей.
Прежде всего нужно сказать о генетической составляющей дискалькулии (равно как и дисграфии, и дислексии). Иными словами, если у одного из родителей были (и есть) серьёзные трудности с арифметикой, то вероятность того, что дискалькулия будет у сына или дочери.
Так как дискалькулия связана с дефицитом нейронных соединений в том отделе головного мозга, который отвечает за обработку цифр, к возможным причинам появления математической дисфункции относят и проблемы неврологического роста, и психомоторные расстройства, и даже вредные привычки матери, которыми она злоупотребляла во время беременности.
Симптомы и диагностика
Симптомы, по которым можно определить, есть ли дискалькулия у ребёнка, просты: в дошкольном возрасте ребёнку с дискалькулией сложно в принципе понимать, что такое числа. Также ему сложно соотносить предметы по формам и размерам.
В начальной школе, когда начинаются первые уроки арифметики, симптомы следующие:
Ребёнку трудно связать графическое обозначение цифры и её буквенного написания (например, «4» – «четыре», «10» – «десять».);
Ошибки при написании цифр, имеющих схожие элементы (например, «3» и «8» или «9» и «6»);
Неправильное написание цифр при математическом диктанте или списывании с доски (зеркальное написание, написание совершенно других цифр и т.д.);
Проблемы с порядковым счётом;
Звуковые ошибки близких по произношению цифр и чисел.
У младших школьников с дискалькулией довольно распространены следующие ошибки:
Трудности с распознаванием арифметическими символами (например, использование «-» вместо «+»);
Трудности с вычитанием, сложением, делением самых простых чисел, а также трудности при математических операциях в столбик;
Проблемы с логикой, механической памятью, распознаванием даты и времени;
Трудности с пониманием формулировки математических задач.
В старших классах проблемы с вычислением остаются такими же. Кроме того, взрослым людям с дискалькулией сложно справиться с задачами, которые требуют математических расчётов в быту: сосчитать сдачу в магазине, рассчитать траты за месяц, спланировать бюджет на большую покупку. Также им трудно водить машину.
Виды дискалькулии:
Вербальная дискалькулия – вид дискалькулии, при котором ребёнку трудно воспринимать числа на слух. Трудности касаются именно устного понимания математических понятий и чисел, при этом ребёнок может хорошо писать числа.
Графическая дискалькулия – вид дискалькулии, при котором ребёнку трудно запомнить графическое обозначения (начертание) математических символов, цифр и иные обозначений. В связи с этим ему трудно написать или прочитать пример, уравнение или задачу.
Операциональная дискалькулия – дисфункция, которая характеризуется трудностями при подсчёте, сложении, вычитании и иных арифметических операций как устно, так и на письме. Ребёнок с операционной дискалькулией способен запоминать графическое обозначение цифр и математических символов; однако испытывает трудности в работе с ними непосредственно при подсчёте результата.
Практогностическая дискалькулия – тип дискалькулии, при котором ребёнку трудно переводить абстрактно-математические понятия в реальные, то есть ему сложно сравнивать между собой, подсчитывать либо решать математические задачи.
Лексическая дискалькулия – вид дискалькулии, при котором очевидны проблемы с чтением цифр, математических уравнений и знаков. Ребёнок понимает и запоминает понятия арифметики, но прочитать и понять их ему сложно.
Идеогностическая дискалькулия – дисфункция, при которой ребёнку трудно совершить мыслительные операции, которые тем или иным образом связаны с математическими идеями и понятиями, но без использования цифр. С данным видом ребёнку трудно помнить арифметические термины.
Коррекция и профилактика
Коррекция дискалькулии подразумевает комплексный профессиональный подход, в котором участвует несколько узкопрофильных специалистов, в том числе детский психолог, нейропсихолог, логопед.
Нужно понимать, что чем раньше диагностирована особенность и начата коррекции, тем эффективнее и очевиднее будут в итоге результаты.
Также не стоит забывать о домашних развивающих играх и упражнениях, которые в ненавязчивой форме помогут ребёнку с дискалькулией справиться с особенностью Подойдут любые игры, акцентирующие внимание на счёте и цифрах: игры с часами, телефоном, ценами и так далее..
Учитель-логопед Королева О.А.