Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика дома"
Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чѐткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объѐм и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.
Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьѐзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:
- Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
- Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).
Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся два-три раза в неделю, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребѐнком необходимо и дома.
Как правильно проводить артикуляционную гимнастику дома?
Организация проведения артикуляционной гимнастики дома :
- Заниматься следует ежедневно 7 – 10 минут.
- Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
- Все упражнения проводятся в виде игры. Запрещено принуждать ребенка заставлять заниматься. Необходимо заинтересовать: «Давай поиграем с язычком…»
- Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавляем по одному новому упражнению.
Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические (презентация «Артикуляционная гимнастика дома»).
Статические упражнения – это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:
- «Заборчик»,
- «Окошечко»,
- «Трубочка»,
- «Чашечка»,
- «Блинчик»,
- «Иголочка»,
- «Мостик»,
- «Парус»
Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения – «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай
«Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.
Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 – 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»
Динамические упражнения – это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:
- «Часики»;
- «Качели»;
- «Лошадка»;
- «Чистим зубки»;
- «Вкусное варенье»;
- «Барабанщик»;
- «Худышки – толстяки» и другие.
Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает – опускает язык вверх – вниз, а взрослый считает «кач – кач».
Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.
И в конце я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастики:
- Е. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»
- Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»
- Т. Буденная «Логопедическая гимнастика»,
- Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»,
- Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи».
Данные пособия составлены так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице – одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.
Далее идут приложения (3 страницы), которые вы можете распечатать и использовать для занятий артикуляционной гимнастикой со своими детьми.
Статические упражнения. (Удерживать позу под счёт до 5-10)
|
Лягушка |
|
Чашечка |
Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. |
Открыть рот. Широкий расслабленный язык выгнуть в форме чашки. |
||
|
|
|
Грибок |
Заборчик |
|
||
Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении |
Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к нёбу. Растягивать подъязычную связку. |
||
|
Птенчик |
|
Хоботок
Рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперёд. |
Широко открыть рот. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно. |
|||
|
Блинчик |
|
Трубочка
Открыть рот. Высунуть широкий язык. Загнуть боковые края вверх. |
Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. |
|||
|
Иголочка
Открыть рот. Узкий язык высунуть вперёд. |
|
Киска сердится. |
Открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы, язык выгнуть вверх. |
Динамические упражнения. (Выполняются 10-15раз)
|
Лошадка Присасывать язык к нѐбу, растягивая подъязычную связку. Щѐлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна. |
|
Вкусное варенье Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна! |
|
Качели Открыть рот. Языком тянуться то к носу, то к подбородку. |
|
Конфета Рот закрыть. Напряжѐнным языком упираться то в одну щѐку, то в другую. |
|
Почистим зубки «Почистить» кончиком языка нижние (потом верхние) зубки с внутренней стороны. Нижняя челюсть неподвижна! |
|
Гармошка Рот приоткрыть. Язык присосать к нѐбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке! |
|
Барабанщик Рот приоткрыть. Кончик языка за верхними зубами. Быстро произносить: д-д-д. |
|
Индюк Рот открыт. Широким кончиком языка проводить по верхней губе вперѐд-назад, не отрывая языка. При этом произносить: бл-бл-бл… Нижняя челюсть неподвижна! |
|
.Месим тесто Приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлѐпывая его губами произнести: пя-пя-пя… |
|
Часики Растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта. |
|
Оближем губки Рот открыть. Медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. |
|
Змейка Рот открыть. Узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Не прикасаться к губам и зубам. |
|
Загнать мяч в ворота Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щѐки не должны надуваться. |
|
Маляр Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого неба, производя движения вперѐд-назад. |
|
Погреем ладошки Рот открыть. Губы вытянуть вперед. Произносить на выдохе звук: х-х-х.. как бы согревая ладошки. |
|
|
Учитель-логопед Вязовикова А.Г.