Консультация для родителей «Вместе весело дышать!»
Консультация для родителей
«Вместе весело дышать!»
Все знают, какую важную функцию в жизнедеятельности человеческого организма выполняет дыхание. Кроме своей основной физиологической функции – осуществление газообмена – дыхание обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание. Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голос. Поэтому, для того, чтобы дети научились правильно произносить звуки, нужно тренировать не только артикуляционный аппарат, но и дыхание. Так как некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи, например звук [р].
К недостаткам речевого дыхания у дошкольников относятся:
- Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически ослабленных детей, а также у робких, стеснительных.
- Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, "заглатывает” конец слова или фразы.
- Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова: мы с мамой пой – (вдох) – дем гулять.
- Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с "захлебыванием”.
- Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.
- Подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе.
При формировании правильного речевого дыхания необходимо соблюдать следующие параметры:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складывать трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос;
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Представляю вам несколько упражнений, которые помогут вам сформировать речевое дыхание у детей.
Выполняйте упражнения каждый день по 3-6 минут в хорошо проветриваемых помещениях через час после еды.
- «Шарик»
Взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.
- «Перышко»
Ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный шарик.
- «Ветерок»
Взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопровождая действия ребенка стихотворным текстом:
Очень жаркий день-денечек.
Дунь-подунь, наш ветерочек.
Ветерочек, ветерок,
Дунь-подунь, наш ветерок.
- «Бабочка лети»
Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка летает. Игру можно сопровождать стихотворным текстом:
Взрослый «сажает» бабочку на руку ребенка, побуждая ребенка подуть на нее.
- «Кораблик»
Взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассовый кораблик в тазике с водой.
- «Повторение фразы»
В вазе стоят цветы, знакомые ребёнку. Он их называет, затем вынимает какой-либо цветок, нюхает его и на одном дыхании произносит фразу: «Хорошо пахнет». Фразы постепенно усложняются.
- «Заучивание стихотворения»
Заучиваем стихотворения, а затем ребёнок на одном выдохе произносит каждую строчку.
Правильное речевое дыхание у дошкольников обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.
Информацию подготовила учитель логопед Вязовикова А.Г.