«Учимся рассказывать»
Многие дети любят, когда им читают сказку, а сами рассказать любимую сказку не могут. Также часто можно слышать сетование родителей: «Я его спрашиваю, что он делал сегодня в детском саду, что у них было, а он ничего не может сказать». Вероятнее всего, ребенок не может пересказать прошедший день по нескольким причинам:
- не понимает, о чем именно стоит рассказать;
- событий было много, но ничто не вызвало его особого интереса;
- действительно, не помнит того, что было утром;
- затрудняется в связи с недостаточным развитием связной речи.
Последняя причина является «звоночком» того, что ребенок испытывает трудности в речевом развитии.
Формирование у него связной монологической речи является одной из главных задач развития речи в дошкольном возрасте. Ведь все школьное обучение в последующем будет строиться на умении составлять рассказы, пересказывать тексты, писать сочинения. Поэтому формированию связной речи необходимо уделить внимание в дошкольном возрасте!
В самом начале важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы, такие как «Курочка Ряба», «Репка»). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых. Учить детей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба".
Хорошо помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища - кукольный театр, мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.
Далее дети подводятся и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины. Очень любят дети рассматривать игрушки! Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Усложнить задание можно, сравнив две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями. Овладел ребенок описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому.
Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.
Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию.
Уважаемые родители, помните, что для развития любого умения, требуется время и систематическая работа. Оказать максимально эффективную помощь ребенку можно только при индивидуальной работе, поэтому ведущая роль в формировании умения пересказывать принадлежит родителям. Чем лучше научится ребенок пересказывать, тем легче ему будет учиться.
Составитель: Учитель-логопед Вязовикова Алина Гамировна