«Учимся рассказывать»

25.08.2023, 105 просмотров.

«Учимся рассказывать»

Многие дети любят, когда им читают сказку, а сами рассказать любимую сказку не могут. Также часто можно слышать сетование родителей: «Я его спрашиваю, что он делал сегодня в детском саду, что у них было, а он ничего не может сказать». Вероятнее всего, ребенок не может пересказать прошедший день по нескольким причинам:

  • не понимает, о чем именно стоит рассказать;
  • событий было много, но ничто не вызвало его особого интереса;
  • действительно, не помнит того, что было утром;
  • затрудняется в связи с недостаточным развитием связной речи.

Последняя причина является «звоночком» того, что ребенок испытывает трудности в речевом развитии.

Формирование у него связной монологической речи является одной из главных задач развития речи в дошкольном возрасте. Ведь все школьное обучение в последующем будет строиться на умении составлять рассказы, пересказывать тексты, писать сочинения. Поэтому формированию связной речи необходимо уделить  внимание в дошкольном возрасте!

В самом начале важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы, такие как «Курочка Ряба», «Репка»). При этом вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых.                  Учить детей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или целое предложение. "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба".  

       Хорошо помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища - кукольный театр, мультфильмы! Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.                       

       Далее дети подводятся и к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины. Очень любят дети  рассматривать игрушки! Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Усложнить задание можно, сравнив две игрушки.  Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.               Овладел ребенок  описанием отдельных игрушек - переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому.

Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу.

Перед ребенком четко ставится задача: "Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике елки, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.           

          Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию.

Уважаемые родители, помните, что для развития любого умения, требуется время и систематическая работа. Оказать максимально эффективную помощь ребенку можно только при индивидуальной работе, поэтому ведущая роль в формировании умения пересказывать принадлежит родителям. Чем лучше научится ребенок пересказывать, тем легче ему будет учиться.

Составитель: Учитель-логопед Вязовикова Алина Гамировна

                          

 

Фотогалерея

СУББОТНИК
                                Всероссийский День Эколят.
Памятка садоводам
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
«Неделя открытых дверей»
«Весеннее путешествие по сказкам»
Конкурс по Патриотическим центрам.
мастер-класс «Формирование самоконтроля и саморегуляции будущего первоклассника при помощи нейроигр»
Финансовая грамотность (памятки родителям)
Памятки родителям
Памятки (Если вы обнаружили взрывное устройство...)
Памятки для родителей по ПДД.
Фоточеллендж.
Профилактические мероприятия "Безопасный лед" 4 этап.

Контакты

Часы работы:

с 7:00 до 19:00

Напишите нам:

madoy90@yandex.ru

Мы используем cookie-файлы, чтобы получить статистику, которая помогает нам обеспечивать вас лучшим контентом. Вы можете прочитать подробнее о cookie-файлах или изменить настройки браузера. Отключение cookie-файлов может привести к неполадкам в работе сайта. Продолжая пользоваться сайтом без изменения настроек, вы даете согласие на использование ваших cookie-файлов. Это совершенно безопасно!