Воровство в дошкольном возрасте.
Основные ошибки в воспитании, способные спровоцировать воровство:
- отсутствие последовательности в воспитании: в одной ситуации ребёнка
наказывают, а в другой «закрывают глаза» на проступок (грозились наказать,
но не наказали);
- несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);
- «двойная мораль», когда действия родителей расходятся с делом.
Например, родители внушают ребёнку, что брать чужое нельзя, а сами
приносят с работы то, что «плохо лежит». Ребёнок, искренне веря в
авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не
может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа;
- ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле «кумир семьи»:
ребёнок растёт с мыслью, что он самый лучший, он не учится считаться с
мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы.
Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же,
как и в семье, но очень быстро получают «обратную связь» - с ними не хотят
общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется,
нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на
их «чудо-ребёнка»;
- тотальный контроль, за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при
этом занимают активную оборонительную позицию, постоянно проявляя
упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие «уходят в
подполье», продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в
те моменты, когда на них не обращают внимания.
Что делать, если ребёнок украл:
Правило 1. Четко высказывать отрицательную оценку действиям ребёнка
(действиям, а не личности!) с конкретным запретом на воровство.
Правило 2. Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе
переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи.
Правило 3. Удержаться от навешивания ярлыков на ребёнка, называя его
«воришкой» и пр. Нельзя клеймить, красить образ в черный цвет, иначе
плохой поступок может действительно превратиться в суть личности (мама
говорит - значит, я действительно такой!)
Правило 4. Не обсуждать возникшую проблему с посторонними людьми в
присутствии ребёнка. Золотое правило воспитания гласит: ругай наедине,
хвали при всех. «Воровство - сор, который не следует выносить из избы».
Правило 5. Знать о том, что обращение к ребёнку: «Как ты мог?» и
подобные являются бесполезными и даже вредными (это правило имеет
большую актуальность для родителей дошкольников).
Правило 6. Избегать сравнений с другими детьми и с самим собой в
детстве: «Вот я никогда ...».
Правило 7. Обсуждая случившееся, помнить, что сильные негативные
чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки,
которые сочтёт стыдными, плохими.
Правило 8. Не возвращаться к тому, что произошло (после того как
ситуация была разобрана), т.к. этим вы только закрепите данный поступок в
сознании ребёнка.
Правило 9. По возможности исключить ситуации, провоцирующие
воровство.
Правило 10. Помните о том, что воровство может быть реакцией на
семейное неблагополучие, ошибки в системе воспитания.
Методы воздействия на поведение ребёнка
- Приказание, распоряжение, команда (использование их способствует
зарождению у ребенка неуверенности в себе).
- Угроза, предупреждение, предостережение провоцирует нарушение
ребенком норм поведения.
- Проповедь, нотация, морализирование подчеркивает низкий статус ребенка,
его зависимое, подчиненное положение, его некомпетентность, а то и
порочность. Ребенок при злоупотреблении этими методами может избегать
общения с взрослыми.
- Советы и разъяснения - злоупотребление этими методами формирует
зависимость ребенка от взрослого. Неспособность самому разрешать проблемы,
проявлять инициативу.
- Наставления, логическая аргументация, поучения, описывающие образцы
желаемого поведения ребёнка, способствуют формированию у него осознание собственной неполноценности.
Методы воздействия, направленные на оценку личности ребенка
- Негативная оценка, осуждение, порицание, «приговор» навязывают ребенку
негативное представление о себе и своих возможностях.
- Наклеивание «ярлыков», высмеивание, ругань разрушают у ребенка образ
«Я». Формируют чувство отверженности, незащищенности.
- Похвала с прямой позитивной оценкой воспринимается как доверие к его
возможностям, и задает ориентиры для самооценки.
- Интерпретация поведения, постановка диагноза (Я знаю, почему ты так
ведешь себя, потому что...) вызывают ощущение личной безопасности. А
вопросы и расследования рождают чувство зависимости от взрослого.
Подготовил педагог-психолог
МАДОУ №90
Птащенко Елена Валериевна