Воспитание будущих победителей
“Дайте нам лучших матерей,
и мы будем лучшими людьми”
Ж.-П. Рихтер
Ребенок – это не маленький взрослый, ОН – ДРУГОЙ! У него свое
понимание мира, происходящих в нем вещей, понимание вашего и
своего места в этом мире. И общаться с ним нужно ПО-ДРУГОМУ.
Об этом нельзя забывать.
1. Ребенок и время.
Часто наши дети кажутся нам
суетливыми и сверхшустрыми
непоседами. На самом деле у малышей
по сравнению со взрослыми
замедленный ритм жизни. Время течет
в их мире гораздо медленнее. Поэтому
дети очень быстро отвлекаются от
начатого дела, не могут подолгу
заниматься одним и тем же. Они
просто уверенны, что уже прошла
целая вечность. Дела не кажутся им такими уж срочными. С этой же
особенностью связано то, что дети не умеют планировать будущее. Они
живут только здесь и сейчас.
2. Ребенок и чувства.
Все дети очень чувствительны. Они еще не
научились контролировать себя, сдерживать эмоции,
выражать их словами, анализировать ситуацию.
Часто малыши сами не понимают, что с ними
происходит. И это выражается в капризах, драках,
криках. Ваши конфликты малыш воспринимает как
ущемление своей личности. Когда вы недовольны его
поступком, ему кажется, что вы его разлюбили.
Главное для вашего крошки – это понимание и уважение. Вам кажется,
что он стал неуправляемым? Скорее всего, просто вы сами его чересчур
опекаете, не даете право для выражения собственного мнения. Вряд ли
вам бы понравилось, если бы кто-то в течение целого дня (и не одного!)
все решал за вас: куда пойти, с кем общаться, чем заниматься. Так и
ребенку необходимо проявлять себя, чувствовать, что с ним считаются.
Вместе с этим помните, что малыш не может поставить себя на ваше
место, он знает только себя, свои интересы и желания.
Умение подстраиваться под других, считаться с чужим мнением –
это то, что развивается в течение многих лет, поэтому не требуйте от
ребенка слишком многого. Когда ребенок хочет вам что-то рассказать,
найдите для этого время. Не перебивайте и не торопите, если малыш
сбивается или повторяет одно и то же. Смотрите ему в глаза, отложив
свои дела. Ведь то, что кажется вам незначительным, может иметь для
него огромное значение.
И еще. Если ребенок доверил что-то вам по секрету, ни в коем
случае не делитесь им с другими людьми, особенно при нем самом.
Доверие – это такая вещь, которую сложно завоевать и удержать, легко
потерять и практически невозможно вернуть. Берегите его.
3. Ребенок и обучение.
Особенности детской психологии
оказывают влияние и на восприятие чегото нового, освоение каких-то навыков.
Одним словом – это можно назвать
обучением, но процесс этот гораздо
шире, чем просто получение новых
знаний. Он включает в себя все, что
касается познания окружающего мира:
начиная от завязывания шнурков и
заканчивая изучением иностранного
языка. Два лучших друга в любом обучении – это регулярность и
систематичность. Разовые занятия не принесут столько пользы, сколько
многократное повторение одного и того же действия. Однако для того,
чтобы малыш не потерял интереса к занятиям, вам нужно искать
новые идеи, формы проведения занятий, проводить их на разную тему,
дополнять новыми стихами, музыкой. В общем, третий друг обучения,
когда речь идет о детях – это наличие новизны.
Эти моменты во многом сходны с психологией взрослых. Но есть
несколько характеристик, отличающих детскую психологию.
Как малышу легче научиться новому?
Во-первых, дети любой навык осваивают через подражание. Они
полностью пытаются скопировать ваши действия в определенный
момент. Поэтому, когда ребенок за вами наблюдает, постарайтесь
замедлить темп, пусть он как следует запомнит тонкости процесса.
Кроме этого, запомните: ребенок учится непосредственно в
действии. Ему не нужны ваши долгие объяснения, он теряет мысль в
цепочке ваших логических выводов. Но когда ему предоставляется
возможность самостоятельно что-то сделать, начинает приходить к
этим выводам сам.
Разумеется, совсем без советов нельзя обойтись, но не забывайте,
что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Просто покажите,
КАК нужно выполнить задание. А слова сведите к минимуму, в форму
короткого предложения. Например, когда вы учите малыша мыть руки,
скажите: «Намыливаем, трем, споласкиваем».
Кстати, у детей есть важная особенность, с точки зрения их
психологии. Незнание ее родителями порождает непонимание, а часть
и конфликты.
Для взрослых важен результат их действия. Другими словами, что
бы мы ни делали, мы идем к конкретной цели. И получаем
удовлетворение именно от ее достижения. Малышам же гораздо
важнее сам процесс. Они совершают какие-то действия ради этих
действий. Поэтому им не кажется столь уж важным доводить дело до
конца.
И последнее, о чем никогда нельзя забывать родителям. Последнее
в статье, но первостепенное в детском мире. Позаботьтесь о том,
чтобы основной эмоцией, которую испытывает ваш ребенок, была
радость.
Когда малыш постоянно скучает, остается в одиночестве, когда ему
не с кем поделиться своими открытиями и достижениями, не может
идти и речи о построении счастливых, доверительных отношениях.
Если же эмоции ребенка постоянно приподняты, он чувствует ваши
тепло, любовь и поддержку, тогда он отвечает вам взаимным
уважением и пониманием.
Птащенко Елена Валериевна.