«Уличные детские площадки и безопасность ребенка»
Детская площадка — место, предназначенное для игры детей, преимущественно дошкольного возраста. Находится в населённом пункте и ограждена от дорог. Детская площадка — территория, на которой расположены элементы детского уличного игрового оборудования с целью организации содержательного досуга. Игровое оборудование, в свою очередь, представляет собой набор конструктивных сооружений, способствующих физическому и умственному развитию, оказывая при этом благоприятное воздействие на социальную адаптацию ребенка.
Безусловно, основная ответственность взрослых по отношению к детям - обеспечить для них безопасную среду, в которой они могли бы играть и развиваться с минимальным риском для здоровья и жизни. Именно эта идея лежит в основе создания детских игровых площадок.
Проблема: зачастую детские площадки наоборот являются источниками опасности для детей. Состояние многих детских площадок в России удручающее. Статистика показывает, что ежегодно тысячи российских детей, играя на детских площадках, получают травмы различной степени тяжести.
Из практики известно, что основой развлечения детей являются разнообразные игры, которые воспитывают и способствуют гармоничному физическому развитию. Оборудование детских площадок, независимо от места их расположения (детсад, парк, сквер, двор жилых домов и др.), представляет собой традиционно известный набор различных приспособлений и устройств – качели, качалки, горки, для взбегания и забегания, устройства для лазания (вышки, лианы, шестигранники и др.), бревна для равновесия и др.
Итак, работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на детских площадках – это работа не одного дня. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И ещё одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.
И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое применение целиком ложится на ваши плечи.
Одна из первых задач мамы или папы во время игр на детской площадке – это обеспечение безопасности своего малыша. Несмотря на «продуманность» современных аттракционов, даже самые простейшие из них могут нести угрозу для здоровья крохи. И чаще не по причине опасности или неисправности конструкций, а по недосмотру родителей. Что именно на детской площадке несет опасность для здоровья ребенка? Как этого избежать? Какими принципами нужно руководствоваться, контролируя дитя на прогулке?
Детские игры занимают важное место в жизни ребенка, они являются одним из способов познания окружающего мира, приобретения опыта общения со сверстниками, значимым фактором физического развития, источником положительных эмоций. Но они же сопровождаются различными опасностями:
- Опасные ситуации, связанные с игровой средой (качели, лесенки и т. д.)
- С социальным окружением (старшие дети, незнакомые взрослые).
- Опасности, связанные с домашними и бродячими животными.
- Различными предметами, непосредственно находящимися на площадке (различные растения, мусор, посторонние предметы).
И поэтому ваши действия должны быть направлены на профилактику опасных ситуаций. Придя с ребенком на площадку:
- Обязательно обеспечить ребенка удобной, соответствующей погоде одеждой и обувью (не одевать слишком холодно, но и не слишком жарко, т. к. в противном случае ребенок вспотеет и простудится)
- Убедиться в отсутствии опасных участков и предметов (торчащих болтов, корней деревьев, камней, острых углов и т. д.)
- Убедиться, что на игровой площадке нет крупного мусора, стекла и других материалов, которые могут навредить ребенку, а поверхность вокруг устлана слоем амортизирующего материала (песок, стружка, мелкий гравий).
- Убедиться в соответствии игрового оборудования возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям вашего ребенка (не разрешать ребенку залезать на лесенку в десять раз больше его самого)
- Не позволять ребенку играть на высоте, скатываться с крутых горок и самостоятельно качаться на качелях.
- Обсудить с ребёнком возможные опасные ситуации, привлекая личный опыт, случаи из жизни, но не пугать малыша. Беседовать так, чтобы он усвоил правила безопасного поведения и спокойно соблюдал их. Зная о возможных последствиях, ребёнок будет осторожнее.
- Объяснить ребенку правила поведения в различных социальных ситуациях (при встрече с незнакомым взрослым, ребенком младшего/старшего возраста или сверстником)
- Объяснить ребенку правила поведения при появлении животных (не подходить к собакам/кошкам)
- Рассказать ребенку о представляющих опасность для здоровья мусоре, посторонних предметах, растениях.
- Организовать игровую и двигательную деятельность ребенка в безопасной и соответствующей возрасту игровой зоне площадки.
- Обязательно постоянно следить за ребенком.
Подготовила: ст. воспитатель Федорова Т.А.